Контейнеровозы | Морские термины  

 
GLOSSARY
<< НА ГЛАВНУЮ
 
 
 
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
 
   
 
 
МОРСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
 
А-Б В-Ж К-М О-Ш
 
Ортодромия Спредер
Остойчивость Стрингер
Пиллерс Талреп
Планширь Твиндек
Подволок Форпик
Рангоут Форштевень
Рулевое устройство Швартов
Скула  
 
Ортодромия - дуга большого круга, проходящая через 2 точки на поверхности шара и являющаяся кратчайшим расстоянием между ними. Ортодромия на морских картах в меркаторской проекции изображается кривой линией, обращенной своей выпуклостью к ближайшему полюсу.
Остойчивость - способность судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия. Основной характеристикой остойчивости является восстанавливающий момент, который должен быть достаточным для того, чтобы судно противостояло статическому или динамическому (внезапному) действию кренящих и дифферентующих моментов, возникающих от смещения грузов, под воздействием ветра, волнения и по др. причинам. Кренящий (дифферентующий) и восстанавливающий моменты действуют в противоположных направлениях и при равновесном положении судна равны по абсолютной величине.
Пиллерс - одиночная, как правило, вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна; может служить также опорой для тяжелых палубных механизмов и грузов. На многопалубных судах пиллерсы устанавливаются под каждой палубой преимущественно на одной вертикали с образованием непрерывной линии опор, передающих нагрузку с палуб на днищевое перекрытие. Концы пиллерса соединяются с балками набора при помощи книц.
Планширь - планка из профильной или полосовой стали, привариваемая к верхней кромке фальшборта и контрфорсам. Планширь существенно упрочняет фальшборт. На пассажирских судах поверх стального планширя ставят деревянный (тиковый) планширь.
Подволок - зашивка потолка жилых и многих служебных помещений судна, т.е. нижние стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, пластика или фанеры. Подволок устанавливается на уровне нижних кромок бимсов и закрепляется на брусках обрешетника.
Рангоут - совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств (сигнальные и грузовые мачты, грузовые стрелы и т.п.), а на парусных судах - для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.)
Рулевое устройство - судовое устройство, обеспечивающее поворотливость и устойчивость судна на курсе. Включает руль, румпель, штуртрос, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие через штуртрос передается на румпель. На нем возникает крутящий момент, который вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля. На современных судах штуртрос обычно не применяется, румпель соединяется непосредственно с рулевой машиной.
Скула - место перехода от днища к борту судна. Форма скулы зависит от типа судна и ее расположения по длине корпуса. Малые суда (глиссирующие, СПК) чаще имеют острую скулу, а средние и большие - криволинейную, обычно скругленную по радиусу. У судов с упрощенными обводами встречается "ломаная" скула.
Спредер - захватное устройство контейнерного перегружателя в виде рамы с размерами в плане, соответствующими размерам контейнера. В углах рамы находятся фитинги для крепления груза.
Стрингер - продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой перпендикулярна к обшивке корпуса. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер. Днишщевой стрингер - листовая балка в двойном и тавровая в одинарном дне, разрезная на флорах в днище сухогрузных судов длиной до 180-200 м. Скуловой стрингер - листовая непроницаемая балка, ограничивающая двойное дно судов в районе скулы, называемая также крайним междудонным листом. Бортовой стрингер - служит промежуточной опорой для шпангоутов, а при равной высоте стенок у стрингера и шпангоута является разносящей местную нагрузку балкой. Палубный стрингер - утолщенный крайний пояс палубного настила, примыкающий к борту судна.
Талреп - приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов. Состоит из корпуса, в который ввинчиваются 2 стальных прутка с рымами или скобами на свободных концах для крепления к снастям и опорам. При проворачивании корпуса в ту или иную сторону изменяется длина талрепа, чем увеличивается или уменьшается натяг снастей.
Твиндек - пространство внутри корпуса судна между 2-мя палубами или между палубой и платформой. При наличии трех палуб различают верхний и нижний твиндек, при большом количестве палуб - верхний твиндек, 2-й, 3-й и т. д., сверху вниз.
Форпик - крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки, отстоящей на транспортных судах не ближе чем 0,05 длины судна от носового перпендикуляра. Обычно служит балластной цистерной.
Форштевень - брус по контуру носового заострения судна, соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов. В нижней части форштевень соединяется с килем. По способу изготовления различают брусковые, литые и листовые форштевни, по форме поперечных сечений - обтекаемые и необтекаемые. Форштевню придается наклон к вертикали для повышения мореходности и предохранения разрушения подводной части корпуса при ударе. Форштевни ледоколов и судов ледового плавания в зависимости от их категории имеют подрез для плавания во льдах. Применяются также листовые сварные форштевни с бульбом.
Швартов - трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удерживания судна у причала или у борта другого судна. В качестве швартовов используются стальные, а также растительные и синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон.
 
 
 
   
 

  Containerships.narod.ru 2006-2010. При перепечатке материалов активная ссылка обязательна.

  All Rights Reserved    

 

Hosted by uCoz<!--s_links--><!--/s_links-->mg/cp/8.gif