Контейнеровозы | Морские термины  

 
GLOSSARY
<< НА ГЛАВНУЮ
 
 
 
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
 
   
 
 
МОРСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
 
А-Б В-Ж К-М О-Ш
 
Аппарель Бок
Ахтерпик Борт
Ахтерштевень Бракета
Бак Брашпиль
Бакен Брештук
Балласт Бридель
Баллер руля Бульб
Батокс Буй
Бимс  
 

Аппарель (рампа) - составная платформа, предназначенная для въезда машин различных типов самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом она закреплена на судне, а другим опирается в рабочем положении на причал или берег. В походном положении аппарель почти вертикальна. По месту установки на судне аппарели могут быть бортовыми, носовыми и кормовыми.

Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна. На современных судах занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до первой от него кормовой водонепроницаемой переборки. Используется как балластная цистерна для устранения дифферента судна и хранения запаса воды.
Ахтерштевень - нижняя кормовая часть судна в виде открытой или закрытой рамы, которая служит продолжением киля. Форма ахтерштевня зависит от расположения гребных винтов, конструкции руля и формы кормовых образований корпуса судна. По способу изготовления ахтерштевень может быть литым, сварным, клепаным. Внутри рамы располагается гребной винт. Передняя ветвь ахтерштевня, в которой находится отверстие для дейдвудной (дейдвуд) трубы, называется старнпостом, задняя, служащая для навески руля - рудерпостом. На современных одновинтовых судах получил распространение ахтерштевень без рудерпоста.
Бак - надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения запаса плавучести и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.) В удлиненном баке на сухогрузных судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских суда - каюты. Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства.
Бакен - плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей или ограждения фарватеров. Бакены часто оборудуют осветительными устройствами, светоотражателями или звуковыми сигнальными устройствами.
Балласт - груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой посадки и остойчивости, когда полезного груза и запасов для этого недостаточно. Различают переменный и постоянный Балласт. В качестве переменного балласта обычно используют воду (жидкий балласт), а постоянного - чугунные чушки, смесь цемента с чугунной дробью, реже цепи, камень и т. п. (твердый балласт). Иногда в качестве постоянного балласта используют воду.
Баллер руля - неподвижно соединенный с пером руля (насадкой) вал, служащий для поворота пера руля (насадки). Нижний конец баллера имеет обычно криволинейную форму и заканчивается лапой - фланцем, служащим для соединения баллера с пером руля при помощи болтов. При повороте баллера на пере руля возникает сила, вызывающая поворот судна.
Батокс - линия теоретического чертежа, показывает пересечение наружной обшивки судна плоскостью, параллельной диаметральной плоскости.
Бимс - балка поперечного набора судна, преимущественно таврового профиля, поддерживающая настил палубы (платформы). Бимсы сплошных участков палубы опираются концами на шпангоуты, в пролете - на карлингсы и продольные переборки, в районе люков - на бортовые шпангоуты и продольные комингсы люков (такие бимсы часто называют полубимсами). Расстояние между бимсами кратно шпации. При продольной системе набора палубы на расстоянии 3-5 шпаций устанавливают усиленные (рамные) бимсы, образующие вместе с усиленными бортовыми шпангоутами и флорами шпангоутную раму. На рамные бимсы опираются подпалубные ребра жесткости, повышающие устойчивость настила палубы. Бимсы и рамные бимсы передают на борта, переборки и др. конструкции действующую на палубу (платформу) поперечную нагрузку. Бимсы, не имеющие присоединенного пояска, например в форпике, называют холостыми.
Бок (теоретического чертежа) - проекция на диаметральную плоскость сечений корпуса судна вертикальными (поперечными и продольными) и горизонтальными плоскостями. На боку батоксы изображаются кривыми линиями, а ватерлинии и шпангоуты - прямыми.
Борт - боковая стенка корпуса судна, простирающаяся по длине от форштевня до ахтерштевня, а по высоте от днища до верхней палубы. Форма борта задается теоретическим чертежом. Обшивка борта состоит из листов, ориентированных вдоль судна, образующих поясья, а набор - из шпангоутов и продольных ребер жесткости или бортовых стрингеров. Система набора борта зависит от размеров и типа судна. В оконечностях система набора борта на всех судах поперечная. Высотой непроницаемого надводного борта определяется запас плавучести.
Бракета - прямоугольной или более сложной формы пластина, служащая для подкрепления балок судового набора или соединения их между собой. Бракету изготовляют из материала корпуса. При больших размерах бракет, для повышения жесткости их свободные (неприваренные) кромки имеют отогнутый фланец или приваренный поясок. Бракеты применяют в конструкции флора, для подкрепления вертикального киля, в скуловых соединениях и пр. Бракету малого размера, обычно треугольной формы, называют кницей.
Брашпиль - палубный механизм лебедочного типа с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке. В зависимости от типа может одновременно обслуживать якорные цепи левого и правого бортов. Наиболее распространены брашпили с электромеханическим приводом и механической передачей. Применяются также гидравлические и ручные брашпили.
Брештук - горизонтальная треугольная или трапециевидная бракета, соединяющая боковые стенки форштевня (ахтерштевня) и придающая ему необходимую прочность и жесткость. Посредством брештука также крепят штевни к палубам, платформам и бортовым стрингерам судна.
Бридель - якорная цепь, прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке. Ходовой конец может лежать на грунте и соединяться буйрепом (стальным, реже растительным, тросом) с плавучестью на конце. С помощью буйрепа ходовой конец подают на судно и берут на стопор.
Бульб - утолщение подводной части носа судна, обычно круглое или каплеобразное, которое служит для улучшения ходкости. Особенно эффективно его применение на судах с высокой скоростью, а также на тихоходных судах с большими коэффициентами общей полноты.
Буй - плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасных мест (мелей, рифов, банок и т.п.), в морях, проливах, каналах, портах. Различают буи морские, речные, лиманные, канальные. Изготовляют в основном металлические (конической, сферической, цилиндрической или др. формы) и устанавливают на якоре. Морские буи, как правило, имеют хвостовую часть (противовес). Иногда на буях устанавливают огни, отличительные фигуры, радиолокационные маяки-ответчики, звукосигнальные устройства (свисток, колокол). Окраска буев и их освещение зависят от принятой системы расстановки плавучих знаков.
 
 
 
   
 

  Containerships.narod.ru 2006-2010. При перепечатке материалов активная ссылка обязательна.

  All Rights Reserved    

 

Hosted by uCoz<!--s_links--><!--/s_links-->mg/cp/8.gif